Версия для слабовидящих Коми кывйöн


























25 августа 2016

С декабря прошлого года действуют изменения в законодательстве, упрощающие процедуру оформления документов для выезда граждан из Российской Федерации.

Ранее законодатель обязывал при оформлении и выдачи второго паспорта гражданину, предоставить ходатайство организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации в случае, если трудовая деятельность заявителя связана с регулярными (не реже одного раза в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта (дипломатического или служебного паспорта нового поколения).

Статьей 1 вышеуказанного закона отменено установленное требование о предоставлении ходатайства организацией, которая направляет гражданина за пределы границы Российской Федерации, в том случае, когда оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации и срок действия которого составляет десять лет.

Кроме того, норма действующего законодательства, устанавливающая выдачу заграничного паспорта несовершеннолетнего исключительно только одному из его родителей, подавшему соответствующее заявление, признана Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 30.07.2015 № АПЛ15-277 недействующей и ограничивающей права несовершеннолетнего.

Частью четвертой статьи 8 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что гражданину Российской Федерации со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт оформляется и выдается по письменному заявлению о выдаче паспорта хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, оформление и выдача паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации, предусматривает заявительный порядок обращения за предоставлением данной государственной услуги. Запрос заявителя является необходимым условием предоставления любой государственной услуги.

Подпункт 2.2 пункта 2 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 15.10.2012 № 320 к числу заявителей относит одного из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 18-летнего возраста (если иное не предусмотрено законом).

Вместе с тем, в Федеральном законе от 15.08.1996 № 114-ФЗ отсутствуют нормы, гласящие, что выдача паспорта, оформленного несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации, может быть осуществлена исключительно лично и только одному законному представителю несовершеннолетнего.

Исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соглашения между родителями о том, кто из них обращается за оформлением заграничного паспорта ребенку, предполагается, что при подаче заявления на оформление заграничного паспорта несовершеннолетнему он действует с согласия другого родителя.

Выдача заграничного паспорта несовершеннолетнего исключительно только одному из его родителей, подавшему соответствующее заявление, необоснованно увязывает реализацию предусмотренного федеральным законодательством права несовершеннолетнего выезжать за пределы Российской Федерации с необходимостью личного получения его паспорта только одним из двух его родителей. Осуществление несовершеннолетним такого права не должно целиком и полностью зависеть от возможности подавшего заявление кого-либо из родителей лично явиться за уже оформленным заграничным паспортом.

Установленное ограничение прав несовершеннолетнего и его законных представителей и отсутствие правового механизма, определяющего порядок предоставления такой государственной услуги по выдаче заграничного паспорта несовершеннолетнему в исключительных случаях при невозможности его получения лично законным представителем несовершеннолетнего гражданина, подавшим заявление о выдаче заграничного паспорта, явилось основанием для признания данной нормы не соответствующей закону в оспоренной части.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
:
:
: