Версия для слабовидящих Рус


























17 августа 2016

Кадастровая стоимость земельного участка – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки земли на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки, с учетом её местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 №515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 01 января 2014 года. С 01 января 2015 года сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

•недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;

•установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), созданной при территориальном органе Росреестра, или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в отличие от юридических лиц, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд.

При судебном оспаривании результатов определения кадастровой стоимости необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1.Составить административное исковое заявление и подготовить необходимые документы к нему

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в судебном порядке путем предъявления следующих требований:

o об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости);

o об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии.

В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, содержащимся в ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ.

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить, в том числе следующие документы:

1. уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2. кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3. нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4. документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5. документы и сведения, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается из-за наличия указанных ошибок;

6. отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

7. положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности;

8. документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случаев, если административное исковое заявление подается гражданином;

9. квитанцию об уплате госпошлины;

10. документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия - для представителя, не являющегося адвокатом (ч. 1 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57 КАС РФ);

11. иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

2.Обратится с административным исковым заявлением и необходимым комплектом документов в суд

Административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости подается в Верховный суд Республики Коми, который рассматривает административное дело в качестве суда первой инстанции.

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки:

o не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);

o в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, - в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

3. Принять участие в судебном заседании

По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может назначить экспертизу. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, судебная экспертиза назначается с целью установления рыночной стоимости земельного участка и включает проверку представленного отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

На основании имеющихся в деле доказательств суд вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

После вынесения положительного решения суда о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости земельного участка, а также на дату подачи заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ).

Если по решению суда кадастровая стоимость земельного участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и являются актуальными до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, в связи с её несоответствием рыночной стоимости в судебном порядке является то, что с момента вступления в силу судебного акта у органа кадастрового учета возникнет обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной судебным актом.

При разрешении вопроса о распределении понесенных участниками административного дела судебных расходов при удовлетворении требований об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости судебная практика складывается таким образом, что при отсутствии возражений со стороны административных ответчиков расходы возлагаются на заявителя.

За первое полугодие 2016 года в Верховном суде Республики Коми рассмотрено 10 дел с участием Управления Росреестра по Республике Коми, связанных с установлением кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости. По 9 делам требования заявителей удовлетворены, 1 дело прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований.

Наиболее важные вопросы, возникающие при рассмотрении в судах дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Comments (0)

Добавить комментарий
:
:
: